В Тропарево и ветки

~СИЗИФОВ ТРУД~

по разгребанию авгиевых конюшен

Previous Entry Share Next Entry
Причина трагедии в школе № 263 - есть ли вина психолога?
В Тропарево и ветки
mgu68
Вместо одной золотой школьной медали - два посмертных ордена "За мужество".

Для того, чтобы принимать решения о компетенции психолога, надо быть, как минимум, психологом. Чиновник – это человек, который собирает мнения профессионалов, и на основании этого мнения принимает решение, а не просто принимает решение, не будучи компетентным в какой-то области, а лишь будучи чиновником.
Поскольку я - психолог, просматривая все сообщения по поводу трагедии в школе № 263, я автоматически отслеживала все, что касалось психологии. Мне этого никто не поручал, это моя профессиональная внутренняя работа. Я не нуждаюсь в инициации этого процесса извне.
Я уже писала, что мне бросились в глаза несколько моментов.




1. Мальчик физически не очень доминирует над сверстниками.
2. Мальчик идет на золотую медаль.
3. Мнение соседки, что у мальчика был конфликт с матерью.

И четвертый момент, бросившийся в глаза, самый важный. Сергей Гордеев сказал, что он надеялся, что его пристрелят. То есть, волевой компонент у ребенка не выражен ярко, он не мог пойти на суицид. Школьник хотел достучаться до кого-то, поэтому устроил демонстрацию, а не молчаливый суицид. И скорее всего, в семье существуют элементы бытового насилия.

Если бы у ребенка не было контакта с матерью, но был бы контакт с отцом, он бы просто дождался беседы с отцом. А ребенку явно было не к кому апеллировать. Учитывая пристрастие отца к оружию, мы понимаем, что отец – достаточно жесткий человек, с жесткостью которого не справляется мать. Находясь в постоянном стрессе под давлением мужа и желая ему угодить, она постоянно стрессирует сына, чтобы выслужиться перед отцом. А ребенок вполне мог находиться под двойным стрессом.
Но самое главное, что Сергей Гордеев не был психически больным. Впрочем, в полномочия школьного психолога и не входит диагностика психических заболеваний. В его полномочия входит только психологический комфорт в школе (классе).
В этом случае, психолог мог не заметить конфликт, именно в силу психического здоровья ребенка.

Вот для таких моментов раньше в школах и существовали родительские комитеты. Они ненавязчиво приходили в семью, смотрели, что в семье происходит, и очень эффективно предотвращали подобные инциденты.
Сейчас, при патологическом желании плодить различные службы просто для того, чтобы пристроить несведущих родственников на непрофессиональную работу, умирает все.

На основании якобы пропущенного психического больного, чиновниками принимается решение о переаттестации всех школьных психологов.
Во-первых, нет критериев аттестации школьного психолога. Во-вторых, школьные психологи, как правило, это выпускники педагогических вузов, в программу которых не входят дисциплины, предусматривающие психиатрическую диагностику.
Программы педагогического психолога и университетского психолога резко отличаются друг от друга перечнем дисциплин. Поэтому педагогический психолог в основном выступает с функциями социолога, но никак не диагноста.
Как минимум, их надо не переаттестовывать, а открывать курсы повышения квалификации, где будут читаться специальные дисциплины. И даже при признании ученика психически больным, мы должны понимать, что то, что свойственно одному психически больному, второму не будет свойственно никогда.
Больной олигофренией практически никогда не дает продуманной агрессии с применением оружия. Он может дать сиюминутный аффект, как и больной эпилепсией.
Патологический аффект может дать как раз психически здоровый человек, при определенной ситуации. Такой аффект может длиться долго, и действия внутри него могут расцениваться как умышленные. Хотя психологически их надо расценивать, как аффективные действия.

Это очень тонкие профессиональные градации. Данного школьного психолога не в чем корить. Мне приходилось бывать на родительских собраниях, беседовать со школьными психологами, и они сами признавали, что знания резко отличаются. Этот психолог действовал абсолютно в рамках должностных полномочий. Более того, было бы странно, и разразился бы грандиозный скандал, если бы он даже собрался какого-то ученика отправить к психиатру.
Это решает только школьная комиссия, педагогический совет, и выносит отдельное решение.

Самое недейственное занятие – искать козла отпущения, да еще и в лице психолога, на котором, в отличие от классного руководителя, висит не 30 учеников, а вся школа.

Главное – не заняться сейчас бесполезной риторикой не в пользу школьного психолога, и сделать правильные выводы об инциденте, тем более, что депутаты вернулись к обсуждению об обороте оружия. А эта трагедия лишний раз подтверждает, что оружия быть в обороте не должно.

Добавление: delfin_1975 напомнил об Алексее Кабанове, убийце Ирины Черска, который оставил сиротами троих детей. Отнюдь не 15-ти летний пацаненок в пубертатном периоде, смею напомнить, и в расследовании этой трагедии были размышления о том, что он находился в аффекте несколько дней. Однако по отношению к нему была применена психиатрическая экспертиза, и пока не было ее заключения, ссылки на то, что он был в аффекте, не прекращались.

Относительно трагедии в школе, почему-то идут более жесткие размышления. Хотя психиатрической экспертизы еще не было. И к каким выводам она придет, неизвестно.
Что это, двойная мораль? Почему общество так странно расценивает совершенно рядоположные трагедии?


Репост. Вчера обнаружила вас на Эхе Москвы, жаль что редко там появляетесь.

Меня приглашали на Эхо Москвы и я завела там блог, но времени катастрофически не хватает. Сегодня надеюсь там появиться.

(Deleted comment)
Спасибо за оценку. Я обязана защищать своих коллег, и если откровенно, мне страшно за судьбу Сергея.

У меня друг психологом работал. Пацан из таких же кретинов повесился - его ушли. Объяснение простое - придурков невозможно сразу вычислить даже доктору с 3 пациентами, а уж никак не профи, на котором тысяча спиногрызов (

У психически больных, даже если удалось их выявить, существует груда градаций. Существует эндогенная шизофрения, существует вялотекущая. Это совершенно не компетенция школьного психолога.
Есть состояние ремиссии, тоже вне компетенции. Есть состояние социальной адаптации, есть состояние диссимуляции, состояние аггравации, которое в компетенции стационарного психиатра, берущего на психиатрический учет, но не школьного психолога.

А если ребенка вводят в реактивный психоз с помощью той же домашней тирании, то ему не надо быть психически больным или "кретином", чтобы выдать патологический аффект, с которым мы и столкнулись в этой трагедии.

Но самое страшное начнется потом, когда комиссия признает ребенка психически здоровым и отвечающим за свои действия, за что он получит по максимуму строгих лагерей.

А на самом деле, в тот момент он находился в состоянии аффекта, и практически в тот момент был невменяем.
На суде вменять в вину тому, кто был на момент преступления невменяем, практически нельзя.

А патологический аффект может длиться до нескольких суток.

Где-то недавно было то же самое, но в США, там психолог вообще заявил, что аффект - это то, что длится несколько секунд, не более.

Это психолог США, и видимо, это чисто американский аффект. На самом деле, аффект длится до нескольких суток. Странно, что американские психологи этого не знают.
И аффекты тоже подлежат градации.

Здравствуйте, очень интересно было прочитать..
У меня после этой истории только одно послевкусие - это как же должны были дома "замордовать" парня, что из-за риска не получить медаль он пошел на это? Какой же прессинг был на него дома?...

За многими успехами часто стоят нереализованные родительские амбиции. Надо очень любить ребенка, чтобы не навязывать ему свои преференции, свои амбиции, и не делать из себя выносной жесткий диск для его самолюбия.
Мне сложно оценить, не видя этих людей в лицо и не разговаривая с ними, какое воздействие они могли оказывать на Сергея. Я сужу только по новостям. Но занимаясь проблемой бытового насилия (не только по отношению к женщинам, но и по отношению к детям), я сталкивалась с самыми разными случаями, и могу предположить все что угодно.


(Deleted comment)
Вы правы. Именно об этом и я пишу. Нельзя допускать, чтобы родители жаловались на педагогов (психологов). Инициировать процесс должен педсовет. Конечно же, вы имеете право вынести на педсовет проблему травмирующего влияния семьи. И с семьей надо работать вплоть до лишения родительских прав, или одного из родителей, или обоих. Потому что неизвестно, чем это закончится для других.
Если ребенок выдаст суицид, то уволят вас. А если на каждую жертву бытового насилия будет по трое погибших, то это расточительство человеческого ресурса.

Господин Собянин, и мы его понимаем (он должен реагировать), предложил провести переаттестацию всех психологов. Как я уже писала, нет ни критериев аттестации, нет ни понимания, какой психолог должен работать в школе. И переподготовку надо проводить не в психолого-педагогическом университете, а на базе МГУ, где и программа серьезней, и традиции старше.

И надо проводить переподготовку, внедряя курсы медицинской психологии, психиатрии, патопсихологии.

(Deleted comment)

И всё-таки ...

Два вопроса остались за всеми рассуждениями.
1. С какого права учитель называет 15-ти летнего ученика Серёженькой? Хлопанье в ладоши и смех - это гарантированная травля в данном классе, или в данной школе. И не только этого ученика.
2. Действительно ли ученик не знал предмет на пятерку, или это учитель самоутверждался? Как никак, а всего то 30 лет было погибшему учителю.
И последнее, Вы можете рассказать, есть ли в школе механизм разрешения конфликтов, когда ученик может обойти учителя и получить оценку, на которую он претендует, вне пожеланий учителя? Я спрашиваю, потому что отсутствие такого механизма для меня реальность нашей жизни. И в данном случае произошёл надлом, когда ученик предложил собственный способ разрешения конфликта. Всё остальное - наши пожелания и мысли, в зависимости от того, по какую сторону в данном вопросе нас разбросала жизнь.

Re: И всё-таки ...

И все-таки, за вашими рассуждениями я вижу хорошее и качественное дополнение к моим.
Да, учитель мог самоутверждаться. И у меня в школе учитель самоутверждался, на мне. И тогда, как и сейчас, не было никаких механизмов для выхода из конфликта между учеником и учителем. Впрочем, когда у меня возник конфликт с деканом факультета психологии, механизма тоже не нашлось. И декан издал совершенно отдельный приказ, в нарушении всех принятых нормативов, мне сдать всю сессию Госкомиссии, без права пересдачи.
Я сдала. Потому что это была объективная Госкомиссия. Хорошо, что он не издал приказ все экзамены сдать ему лично, тогда бы я не сдала.

Но во всем этом как раз и просматривается вопрос о предвзятом отношении к ученику, и о домашней тирании, благодаря которой ему была поставлена цель получить золотую медаль.
Если это была бы его цель, он бы простил себе неудачу и неполучение медали. Но он достигал не им поставленной цели. У него не было внутренней мотивации, был только страх, были конфликты и наказания, в результате чего мы и получили эту трагедию.

(Deleted comment)
Разве в той школе есть штатный психолог?

Вообще, штатные психологи есть практически во всех школах.
Впрочем, именно об этой школе я ничего сказать не могу, но судя по информации из радиоэфира и телеэфира, он есть. Не зря же его склоняют.

о ,Господи,
да зачем эти золотые медали вообще нужны... такие трагедии претерпевать из-за них.Это я говорю,как круглая отличница до 6-го класса.
В младших классах мне,как одарённому человеку, учиться было -плёвое дело,урокам уделяла час -полтора и знала предметы блестяще,ну и медаль хотелось,конечно,родители тактично нацеливали на вуз,с медалью ,мол легче поступить.
Ну я ж девочка умная,лет с 11-12 начала понимать,что легче поступить в вуз,когда есть деньги и знакомства,а не когда есть медаль)).Тем более,что знакомую девочку- медалистку срезали на единственном экзамене в престижный московский вуз.10 лет трудов насмарку.В общем,гляда на такое, обороты в учёбе я таки поубавила,оберегая свою психику от перенапряжений,потому что учителя были всякие,за пятёрку могли так морально убить,что вообще жить не хотелось.А в 11 классе да - медаль у нас получил сын завуча,что впрочем и было очевидно,хе-хее.И это была советская школа.
Мальчишка,который убил учителя,он просто в ситуации не сориентировался,всё принимал за чистую монету,да и дома, видать, гнобили.Очень жаль.

"Всего 2 выхода у честных ребят:
Взять автомат и убивать всех подряд,
Или покончить с собой,
ЕСЛИ ВСЕРЬЁЗ ВОСПРИНИМАТЬ ЭТОТ МИР".

Именно психически здоровый человек здоров потому, что он умеет воспринимать мир с юмором. Когда тебя постоянно гнобит тот, кто по факту рождения должен тебя любить, тогда мир обрушивается. И смеяться уже возможности нет.
Поэтому прямо руки чешутся открыть психологическую школу для молодых матерей, чтобы успеть рассказать им, как надо относиться к будущим детям. Потому что, когда ребенку хотя бы 7 лет, то даже в этом возрасте у мам назревает вопрос: "Что я делала не так". И этом притом, что они искренне любили.
Надо уметь совмещать любовь к ребенку с любовью к себе, иначе либо возненавидишь ребенка (патология), либо возлюбишь до потери пульса (патология).
Все это очень непросто, и надо обладать огромными знаниями и огромным сердцем, чтобы все сложилось и у тебя, и у детей.

У мамы этого мальчика явно что-то не сложилось, и она хотела сложить ребенка под себя, чтобы он обеспечил ей старость. Если бы не случилась эта трагедия, то назрела бы следующая, когда он собрался бы жениться. Вспомните великолепный фильм "Скрипач Дьявола" о Паганини. Изуродованная жизнь, которая не обрела покоя, а все благодаря тому, что многодетный отец среди множества детей нашел один талант, и подстелил его под всю семью.

Основная проблема той семьи - в том, что Сергея гнобили. Оказывается, после его ареста родители даже сказали, что отрекутся от него. О чем это еще может говорить?

согласна со всем, очень жалко мальчика. Конечно, он виноват и должен отвечать, но я даже представить не могу, что надо было с ним сделать, чтобы он решился на убийство. Еще я слышала, что родители не захотели даже в суд прийти, то есть фактически отказались от него! Он один, он совершил ужасный поступок, ему отчаянно плохо и даже родная мама не поддержит и не пожалеет его. Даже у самых отъявленных мерзавцев есть мама, а он ребенок еще.

Да, ребенка очень жалко. Ему 15 лет. То есть, только год назад он вступил в возраст уголовной ответственности. Что надо было сделать, чтобы ребенок сказал, что он хотел, чтобы его пристрелили?
У меня в знакомых есть взрослый успешный человек, безумно любящий свою маму. Он вспоминал, как мама шила ему рубашка. Мама приезжала к нему, чтобы сделать генеральную уборку, хотя там были и домработницы. Мама могла просидеть на кухне ночь, чтобы его не разбудить, поскольку слегка похрапывала.
Это были идеальные отношения. И этот взрослый мужчина, достигший немалых высот успеха, всегда говорил: "Я знаю, что даже если бы я был убийцей, мама бы меня оправдала и не отказалась бы от меня".
Вот так он верил в любовь своей матери. И это то, на что имеет право каждый ребенок.
Женщина не должна цепляться за мужа. Женщина должна сделать все, чтобы ребенку было комфортно. И если ее выбор отца этого ребенка не оправдан, приоритет - за ребенком, а не за псевдокормильцем.

По слухам, родители назначили хорошего адвоката для защиты сына.

спасибо за статью
хотела заметить, только касательно фразы " школьные психологи, как правило, это выпускники педагогических вузов, в программу которых не входят дисциплины, предусматривающие психиатрическую диагностику", что когда я училась в педагогическом в МПГУ им Ленина у нас была психиатрия. факультет дефектологический, может быть не на всех факультетах есть психиатрия у нас специализация ,конечно , более медицинская, но дополнительную специализацию школьного психолога я получила там.
Другое дело, что вряд ли без спец практики можно диагностировать, какая бы ни была теория, я б не взяла на себя смелость определять психиатрические заболевания

Стращная трагедия, жизнь нескольких семей никогда не вернется в нормальное русло. Очень жаль и жертв, и убийцу.
Моя подруга убила только себя, на пятом курсе университета, изза неуспеваемости... Помню ,как еше в школе каждая четверка была для нее трагедией. Очень завышенная планка была у нее

Когда ко мне обращаются родители, я всегда вспоминаю практику древних мастеров, которые учили своих учеников уничтожать собственные рисунки, чтобы не превращать свой творческий продукт в фетиш. И когда родители гордятся передо мной интеллектуальными успехами детей, спрашивая, куда их отдать, они часто бывают шокированы моим ответом: "В спорт".
Нельзя превращать ребенка в голову профессора Доуэля. И никогда нельзя позволять себе говорить ребенку "Мама тебя любить не будет, если ты будешь делать так-то".
Когда ребенок воспитывается в эмоционально правильной среде, ему даже не надо ничего запрещать. Он просто будет бояться огорчить родителей, но не из чувства страха, а из чувства стыда, чего не было в этой истории. Но он будет уверен в себе, потому что будет знать, что его простят.

Самое страшное в этой трагедии, что родители не пришли в суд. Я не говорю об убитых и их детях, я говорю об убийце. Мы должны помнить, что это 15-ти летний подросток. Мы пока даже не знаем, совершил ли он ошибку, или действовал под влиянием момента. И мы даже не знаем, что привело его к этому моменту.

Я уже столкнулась с родителями-чудовищами в истории с Аней: http://mgu68.livejournal.com/16246.html которые не просто не пришли в суд - они сами подали в суд на дочь. Но это была их приемная дочь. А здесь - родной сын.


психолог не имеет права лезть в семью без согласия.

Прошу прощения, что анонимно - не зарегистрирована в ЖЖ
Елена, меня озадачила вот эта ваша фраза: "Учитывая пристрастие отца к оружию, мы понимаем, что отец – достаточно жесткий человек, с жесткостью которого не справляется мать. " Насколько правомочно на основании одного только факта наличия в доме оружия делать выводы о всей системе взаимоотношений в семье?

Здравствуйте.
Это лишь предположение. В моей практике были случаи, когда мать находилась настолько в зависимости от отца, что отторгала ребенка. И такие случаи были не только с мальчиками, но и девочек матери отторгали.
Я хотела бы подчеркнуть, что этот пост я писала в оправдание психолога, своей коллеги, чтобы в исследовании ситуации обратили внимание на все возможные факторы. И на характер отца, и на характер матери, и на взаимодействие, для того, чтобы правильно диагностировать состояние мальчика на момент трагедии, и понять, мог психолог это заметить, или не мог.

По поводу оружия могу сказать, что хранить его надо было более тщательно. И родители могли заметить, когда у них возникают конфликты, как реагирует сын. Он мог давать более мелкие аффекты, о которых родители догадывались, и при более внимательном отношении к своему ребенку, они могли догадаться, что оружие надо убрать.

?

Log in

No account? Create an account