Вернее сказать, догнали не только меня, а всех тех, кто еще в 70-х годах прошлого столетия, и я была среди них, писали о ларвированной (скрытой) депрессии того общества, в котором мы жили. И конечно же, мне приятно, что наши теоретические выкладки тех лет сейчас нашли экспериментальное подтверждение. Значит, мы шли правильным путем и теоретизировали на правильную тему.
Вначале всегда вырабатывается теория. Эксперимент призван лишь только её подтвердить. И в зависимости от того, в состоянии он её подтвердить, или нет, теория может считаться верной или неверной. В данном случае я ещё не успела всех заставить меня уважать, перейдя в мир иной (а это сейчас единственный способ вызвать уважение), как мои выкладки подтвердились.
Мы очень хорошо знаем определение, данное Э. Креппелином в адрес эпилептоидов. "Человек с Библией в руках и с камнем за пазухой". Льстивый, низко кланяющийся, пользующийся уменьшительно-ласкательными суффиксами ("маменька", "скамеечка", "животик"), он в любой момент необоснованно может выдать агрессивный аффект. Эпилептоидам свойственно отсутствие рефлексии, заниженный интеллект, плохая память, высокая самооценка, и вследствие всех этих пороков - невозможность себя реализовать.
Все мы в нашей повседневной жизни часто сталкиваемся с этим психотипом, потому что на данном этапе слишком много людей перешли в ранг эпилептоидов.
Многие не могут себя реализовать. Их постоянно держат за дураков. От них постоянно ждут лести, и когда они не льстят, их бьют по сусалам. И все это переходит не куда бы то ни было, а в ментальность нации.
Образование, само по себе, выделенное отдельной строкой, не может нам продемонстрировать ничего. А вот когда мы смотрим отдельно каждую личность, пришедшую обучаться, за ними незримой глыбой встают их родители, с их чувством вины перед детьми.
Когда эти родители не могут обеспечить детям уверенность в завтрашнем дне, когда они не могут доказать ребенку, что ему нужно учиться; когда ребенок видит, что диплом сейчас не имеет значения, и дипломированные родители являются половой тряпкой у какого-нибудь неуча, тогда родители, пытаясь нивелировать чувство вины, начинают строить педагогов, приплачивать педагогам, льстить педагогам, требовать положительных результатов. И если педагог, вследствие объективных причин, не может обеспечить положительный результат, они выдают агрессию по поводу своего чада.
Даже депутаты, цитируя древнее изречение, что каждый сенатор в отдельности - хороший человек, а сенат - это муравейник, забывают философский закон: количественные накопления хороших людей в сенате дают качественные изменения сената в муравейник.
И неизбывно работает второй философский закон - базис определяет надстройку. При такой экономике, как у нас, не может вырастать поколение свободных людей, с рефлексией, с умением свободно мыслить и направлять агрессию в нужное русло. В данном случае я не имею в виду оппозиционеров, большинство из которых являются творческими людьми с высоким интеллектом. И я не имею в виду просто творческих людей с высоким интеллектом, которые не являются оппозиционерами. Я говорю о среднестатистическом гражданине нашей страны.
Когда женщина, разведясь, вынуждена терпеть мужчину, потому что ей некуда деться, а мужчина вынужден терпеть её (по той же причине), тогда было бы странно, если бы у них не нарастала агрессия.
Наша десятилетиями сложившаяся практика коммунальных квартир тоже не могла не привести к агрессии.
Наша современная теория, что нет незаменимых людей, привела нас к обвалу гастарбайтеров.
Неумение руководителей ценить свои кадры, приводит нас к внутреннему ощущению собственной никчёмности. И не каждый воспитан настолько, чтобы смириться с этим ощущением.
Неправильно расставленные в обществе акценты доминирования денег над интеллектом и профессионализмом, когда берут одного гения, а на него навешивают кучу льстецов, пытающихся изображать, что они тоже работают, не внушают оптимизма.
В статье написано, что надо у детей формировать позитивное отношение к миру.
Хочется спросить: "Простите, это как"? Когда двухлетний ребенок, как акт унижения, мочится на своих одногруппников в детском саду, как у них сформировать позитивное отношение к миру? И простите, к миру, или к моче? И не надо мне говорить, что я утрирую, потому что все то, о чем я говорю, у нас происходит в гораздо более широком масштабе.
А ведь ребенок в два года уже знает, что он унижает. Значит, он где-то это видел. Значит, в семье, как в датском королевстве, не всё так здорово.
В свое время в школах были родительские комитеты. Они строго контролировали, какая семья малообеспеченная, какая семья многодетна, какие в семьях проблемы, каковы жилищные условия.
Родительский комитет был уполномочен даже хлопотать о выделении квартиры. Родительский комитет приходил в гости и хлопотал о субсидиях для малоимущих.
А сейчас наши законы даже не обеспечивают право на кров.
Поскольку я эти выводы сделала задолго до появления этой статьи, именно поэтому у меня такое количество законопроектов, направленных именно на устранение причин нашей агрессивности. И "Народный фронт" сейчас только приветствует инициативу от народа, только у меня есть опасение, что в итоге с законопроектами с социальными проектами сделают то же самое, что сделали с моим законопроектом по созданию Федерального Агентства по управлению опекунским имуществом. Зачем нужна инициатива, если мне будут говорить: "А что мы получим с детей-сирот"?
Я очень рада, что институт психологии сделал выводы об агрессии, и, как говорят, "ваши слова да Богу в уши". Ну а в нашем современном мире это звучит следующим образом:
- Ваши бы выводы да в законодательное собрание.
Journal information