Я никогда не считала себя профессионалом в области искусства, и не пыталась создать иллюзию профессионализма. Если меня приглашали на биеннале, то я с удовольствием шла, и сразу предупреждала, чтобы от меня не ждали профессиональных суждений. Однако, как правило, мне, с моим профанаторским подходом, удавалось совпасть в мнении с профессиональными критиками. Ведь на художественную выставку Ильи Глазунова приходят толпы людей, желающих получить удовольствие от живописи, а не один только Никас Сафронов, который тоже умеет рисовать.
Да, можно совпасть во мнении с профессионалом, но от этого твое мнение становится просто дороже, однако не является единственно зрелым лишь потому, что совпало с мнением профессионала.
И о музыке судят не только композиторы.
Да, в жюри сидят профессионалы. Но когда толпа принимает или не принимает то или иное произведение искусства, она может, в подтверждение своего принятия или непринятия, сослаться на мнение. И никто и никогда не заставит толпу признать что-то просто потому, что это признано профессионалами.
Собственно говоря, на этом основаны и маркетологические исследования, и вся прозорливость коллекционеров, и этот образ великолепно вывел Джон Голсуорси в своей знаменитой "Саге о Форсайтах", когда описывал коллекционерскую страсть Соммса. Человека по жизни сухого, где-то даже неприятного, но, как выясняется по ходу действия романа, умеющего любить, знавшего подлинную страсть, умеющего тонко чувствовать живопись, и тончайше оценивать ее.
Елена Алекперова
Journal information