Казалось бы, об этом виде мошенничества известно практически всем. На самом деле, это далеко не так. Пост я решила создать после вчерашнего разговора с одним из таких мошенников.
Мне позвонила молодая женщина, представившаяся сотрудником службы безопасности Сбербанка, которая сообщила мне, что с моей карты прямо сейчас пытаются снять сумму. Пикантность ситуации была в том, что моя карта давно заблокирована за большие долги по ЖКХ, которые образовывались, пока я отдавала все деньги на лечение отца. Я писала об этом в посте о папе...
Хорошо зная, что такое нейро-лингвистическое программирование, и как дрессируют этих мошенников, натаскивая их на "фразы, которым можно доверять", я считаю, что разговор с ней я провела безупречно. Однако, могу сказать, что другой, менее подготовленный человек, мог бы легко попасться на целую плеяду разносторонних слов, которые постепенно вливаются в уши (а далее в мозг) человека, вводя его даже в некое подобие транса.
Что нужно сделать, если вам позвонил мошенник:
1. Постараться прекратить разговор.
Друг нашей семьи, узнавший не так давно о таком способе мошенничества по телефону, рассмеялся, сказав, что его точно никто не обманет. Буквально через две недели у него сняли 20 000. Он сам назвал аферистам CVC-код - тот самый, который он хранил как зеницу ока.
Как это произошло?
Мошенник был подготовлен. Он так хорошо обрисовал ситуацию, в которой у клиента вот-вот уведут деньги, и нужно просто отменить операцию, и больше ничего не надо делать... что человек попался на массированную атаку юридическими терминами.
Именно для того, чтобы не попадаться на такие атаки, разговор стоит завершить немедленно.
2. Не доверять номеру 900.
Все клиенты Сбербанка получают уведомления по номеру 900. Если вам позвонили с целью выманить у вас деньги, и предлагают проверить, пришло ли новое смс с номера 900 - знайте, что современные технологии давно дошли до того уровня, когда вам может прийти письмо даже с портала kremlin.ru
Немного подробнее я советую прочитать здесь:
https://zen.yandex.ru/media/irozysk/podmena-otpravitelia-elektronnoi-pochty-5a8fdeb6581669958f01571f
Как правильно пишет автор статьи: "Люди чаще всего привыкли не замечать мелочей". Как раз именно мелочи играют самую большую роль.
3. CVC-код нельзя давать никому.
Кто бы вам не звонил, хоть президент Путин, хоть Ричард Гир, не давайте никому CVC-код своей карты.
4. Сотрудники Сбербанка никогда не занимаются помощью клиентам других банков.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию: вам позвонили, у вас узнали, что на карте Сбербанка лежит около 20 000 рублей, зато на карте Альфа-банка - порядка 180 000 рублей. Если вам сказали по телефону, что вас сейчас соединят со специалистом Альфа-банка - опять же, смело бросайте трубку. Банки НЕ взаимодействуют друг с другом.
5. Мошенники звонят с незнакомых номеров.
Как только вам позвонили, подойдите к компьютеру и пробейте номер телефона в Яндексе, скорее всего, он уже находится в черном списке. Дальше разговор можно не продолжать.
6. Мошенники работают по принципу "здесь и сейчас".
Поскольку цель аферистов - выманить из вас деньги в режиме "онлайн" и через приложение, вам не дадут возможности позвонить в Сбербанк официально. Вам скажут, что дело не терпит отлагательств, что в данный момент ваши деньги хотят снять, что рядовой сотрудник не будет этим заниматься, это делают только сотрудники службы безопасности... вам придумают сотни отговорок, лишь бы вы не звонили в Сбербанк.
Вот пример безупречной грамотности мошенников. Как видите, терминологией они владеют неплохо.
На этом видео очень хорошо показана вся схема, в конце аферист выдал бурную реакцию на то, что его разоблачили.
На крючок мошенников ведутся, как правило, люди эмоциональные, тогда как противостоять афере может человек с развитым критическим мышлением. И практически всегда на такие аферы ведутся пожилые люди.
При любой возможности, оповещайте своих пожилых родственников о таких аферах. Мошеннику не жаль никого.
Journal information