Почему-то вспоминается стихотворение Лермонтова:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Удивительно точно поэт передал те причины, по которым мы пускаемся в длительное странствие. Не в туристическую поездку, не "отдохнуть пару недель в Турции", а именно в длительное странствие.
Издревле считалось: высокоразвитые племена - это племена, которые ведут оседлый образ жизни. Кочевые племена подбирают то, что валяется под ногами. Они не развивают ремесло, они не развивают земледелие, они берут только что, что можно взять с боем, чем можно пользоваться "здесь и сейчас", пока ты остановился.
Если человека потянуло в другие страны, значит, не все благополучно в датском королевстве.
Двое влюбленных, двое супругов, наконец-то приняли самое важное в своей жизни решение: осесть настолько окончательно, что даже купить недвижимость. Пусть не самую шикарную, пусть не самую дорогую, но в Нью-Йорке, но свою, и их доход позволял им взять эту покупку в кредит. Покупка, к слову сказать, была достойная, в чем их быстро убедил агент по недвижимости.
Именно после этого судьбоносного решения они неожиданно, дружно, в один день, теряют работу. С мечтой приходится расстаться. С квартирой тоже хотелось расстаться, но тот же агент огорчил Линду и Джорджа тем, что их апартаменты сейчас никто не купит. Кризис. Только им пришло в голову в разгар кризиса покупать квартиру в центре.
Супруги впадают в депрессию, и брат героя, который вечно смеялся над жителями "Большого яблока", "с радостью" протягивает им руку помощи.
Помощь, конечно же, весьма двоякого смысла. Как не помочь успешному брату, который на завидной должности в Нью-Йорке, как не протянуть ему руку помощи, и не отыграться на этом, если всю жизнь ты мечтал именно отыграться? Как не напомнить ему раз 50 за день, как он благороден, что предоставил ему работу, предоставил ему кров, и не поначальствовать наконец-то, не потешить свои амбиции?
И это - тот самый первый пласт, который ярко вырисовывается в сюжете фильма.
Но в дороге всегда случаются приключения. Ломаются машины, выскакивают зайцы, заканчивается бензин. Просто надо где-то переночевать. Дорога есть дорога, и герои, остановившись у странной пары, попадают в сообщество "свободных людей". Они, играя на гитаре и покуривая травку, возмущаются, когда их сравнивают с хиппи, которые целыми днями только играют на гитаре и покуривают травку.
Они свободны в полном смысле этого слова. Свободны от одежды, от условностей, от привязанности, от морали. Единственное, что позволяет этому сообществу выжить, это запрет на любое проявление агрессии. И это правильно. На примере этого маленького сообщества нам дают возможность обыграть модель последствий несформированности морали. Нет стыда, нет приличий, нет моногамности, или, точнее, даже видимости ее. Нет запретных тем, нет запретных проявлений. Можно все. Главное - никого не убивать, даже мухи. Слона - тем более.
Они правильно поняли только одно. Если в таком сообществе допустить убийство хотя бы мухи, то агрессию уже не остановить.
Ханжество и иезуитство полностью процветают в этой общине, и это естественно. Отсутствие морали вызывает эффект не просто двойной морали и двойных стандартов, а эффект полной разнузданности. Конечно, у сообщества есть предводитель, так сказать, идеолог. Это корифей, законодатель, основоположник, который назначает в сообществе руководителей того или иного направления, чтобы они поддерживали его политику и идеологию. Он, по-старчески назойливо и ретроградно, напоминает сообществу, как он создавал его, какие идеи вкладывал. И безвольные люди, не замороченные принципами, не умеющие взять себя в руки, плывущие по течению по линии наименьшего сопротивления, смотрят ему в рот, удовлетворяют свои самые низменные инстинкты, облекая их в самые высокие слова.
Этот фильм талантливо и доходчиво показывает нам, что происходит в современном обществе. Мир пользователей интернета, умеющих задавать глупый вопрос и получать еще более глупый ответ. Мир, где мать, вместо того, чтобы вызвать врача к больному ребенку, бросает ребенка с колоссальной температурой, и начинает собирать на форуме досужие взгляды досужих пользователей на болезнь ребенка.
Эти безвольные люди, которые умеют только нажимать кнопки, у которых не сформированы понятия, позволяющие строить жизнь так, как она должна быть построена, объединяются под эгидой таких же безвольных людишек, но с большими амбициями, которые подминают их под себя, ублажая великими словами, давно утратившими смысл.
И развязка наступает. Сам идеолог вегетарианской жизни и умерщвления агрессии, оказывается, регулярно пожирает мясо в соседнем бистро, пока остальные жуют травы и ходят голыми, утешая себя тем, что они познали Истинную Свободу.
Главный манипулятор, проповедующий умерщвление агрессии, на поверку великолепно владеет военным искусством капоэйра. И все они, проповедующие высокую духовность, отказ от денег и мирских благ, продают друг друга не за понюшку табаку. И даже те основатели общины, которых ретрогадный старик поминал каждый день в своих рассказах, вовсе, как оказалось, не умерли. Они просто вовремя раскусили основателя. И ушли от него. Они вернулись только за тем, чтобы спасти, но не старика, нет. А всю общину поверивших в него, от последствий великого предательства.
То, что в жизни приходится объяснять очень долго, то, что мы сейчас утрачиваем безвозвратно, то, что мы теряем в наших детях, которые видят ложь родителей и не верят им, вот это все было рассказано за полтора часа. Но рассказано для тех, кто хочет это видеть и слышать.
Journal information