В последнее время так или иначе всплывает тема "профессионализма".
Не зря поставила в кавычки. Ибо тема эта для меня весьма спорная.
Допустим, если мы говорим о хирургах, то, разумеется,
места дилетантизму в этой сфере деятельности нет, и вариации минимальны.
А о том, что у нас тут сейчас все, кто купил зеркалку,
внезапно и поголовно стали фотографами, а все, кто кое-как с жуткими ошибками
складывают буквы в слова - журналистами и писателями - не поехидничал только ленивый.
Но давайте обратимся к русской литературе.
Врачи Пастернак и Чехов, даже наше всё Пушкин,
пытавшийся на заре туманной юности делать некое подобие дипломатической карьеры,
офицер Лермонтов,..... список можно продолжать ещё довольно долго.
Стали ли они менее талантливы как писатели и поэты оттого,
что какое-то время в силу ряда причин работали по специальности?
И многие не получили "официального" литературно-лингвистического образования?
Есенин вон вообще в итоге никакого не получил, как и Маяковский,
который, кроме прочего, был недурным рисовальщиком (вспомним его плакаты)
и вполне успешно подвизался в качестве актёра.
А Высоцкий? Актёр и поэт? Жванецкий, отнюдь не гуманитарий по образованию?
Можно набрать и массу иных примеров из других сфер деятельности,
среди артистов разных жанров, музыкантов, певцов, композиторов, художников.
К чему это я? Исключительно к тому, что если у человека к чему-то талант,
тем более, если речь идёт о гуманитарной сфере деятельности,
то далеко не всегда базовое образование и профессия играют решающую роль.
Мало ли бездарных юристов и адвокатов? Бесконечных менеджеров или,
как в советское время, непонятных и ненужных никому инженеров,
протирающих штаны в очередных НИИ? Это не отменяет наличие в тех же НИИ
светлых голов, вопреки всему и вся двигающих вперёд науку,
но основная масса работников, ИМХО, представляла собой балласт.
И всё потому, что будущую профессию в нашей стране
детям традиционно выбирали родители и родня, не слишком опираясь на их мнение.
Или, как вариант, практичные дети сами выбирали не то, что нравится,
а то, что на тот момент престижно, перспективно и сможет принести доход.
Конечно, успешным адвокатом в 5 минут не станешь. Нужна база.
И даже хорошим бухгалтером или аудитором тоже не через 2 дня становятся.
А повар, настоящий повар, пусть не шеф из Мишленовской братии,
но человек, который любит свою работу и умеет из ничего сделать вкусно и красиво-
это тоже талант. Уж точно не меньший, чем способность к написанию заказных статей.
Да, меня тоже иногда изрядно подбешивает, что каждый, кто родился в бывшем СССР
и для кого русский язык - родной, пусть даже говорит чудовищно неграмотно,
пишет ещё хуже и даже ударения в словах ставит оригинальнее иностранцев -
мнит себя великим знатоком и считает себя же в полном праве
этот самый русский язык преподавать. Причём, ладно бы частным образом,
но и на университеты замахиваются. Дескать, а чо? Чем мы хуже? Подумаешь!
И я, филолог по образованию, окончивший магистратуру и аспирантуру,
между прочим, с отличием по своей специальности - преподаватель РКИ,
проработавший 7 лет в качестве старшего преподавателя на филфаке в СПбГУ, а потом
ещё 6 лет в китайских ВУЗах отнюдь не худшего пошиба - чувствую некоторую печаль.
Потому что о таких словах, как методика преподавания люди врядли слышали.
Конечно, и тут есть самородки. Приятные исключения из правил. Но их меньшинство.
Да, среди профессиональных преподавателей тоже полно бездарей, это не секрет.
Но всё-таки в некоторых случаях опыт и накопленные знания совсем не помешают.
Как не помешает и талант. В любой сфере человеческой мысли.
Если человек по специальности психолог, но у него талант к скульптуре,
и он не просто объявляет себя скульптором, кое-как сляпав пару свистулек
и продав их потом в подземном переходе подвыпившим согражданам под Новый год,
а по-настоящему растёт в избранной сфере деятельности, учится, развивается,
ошибается, но снова и снова пытается чего-то добиться-возможно,
он и не станет вторым Шемякиным или Церетели. Но кто знает.
Может, в нём однажды проснётся новый Гауди или первый Вася Сидорофф,
чьё творчество будут столетия спустя изучать потомки.
А что такое талант, и где проходит зыбкая грань между графоманством
и оригинальностью, способностями и настоящим призванием - покажет время.
Не попробуешь - не узнаешь.
Не зря поставила в кавычки. Ибо тема эта для меня весьма спорная.
Допустим, если мы говорим о хирургах, то, разумеется,
места дилетантизму в этой сфере деятельности нет, и вариации минимальны.
А о том, что у нас тут сейчас все, кто купил зеркалку,
внезапно и поголовно стали фотографами, а все, кто кое-как с жуткими ошибками
складывают буквы в слова - журналистами и писателями - не поехидничал только ленивый.
Но давайте обратимся к русской литературе.
Врачи Пастернак и Чехов, даже наше всё Пушкин,
пытавшийся на заре туманной юности делать некое подобие дипломатической карьеры,
офицер Лермонтов,..... список можно продолжать ещё довольно долго.
Стали ли они менее талантливы как писатели и поэты оттого,
что какое-то время в силу ряда причин работали по специальности?
И многие не получили "официального" литературно-лингвистического образования?
Есенин вон вообще в итоге никакого не получил, как и Маяковский,
который, кроме прочего, был недурным рисовальщиком (вспомним его плакаты)
и вполне успешно подвизался в качестве актёра.
А Высоцкий? Актёр и поэт? Жванецкий, отнюдь не гуманитарий по образованию?
Можно набрать и массу иных примеров из других сфер деятельности,
среди артистов разных жанров, музыкантов, певцов, композиторов, художников.
К чему это я? Исключительно к тому, что если у человека к чему-то талант,
тем более, если речь идёт о гуманитарной сфере деятельности,
то далеко не всегда базовое образование и профессия играют решающую роль.
Мало ли бездарных юристов и адвокатов? Бесконечных менеджеров или,
как в советское время, непонятных и ненужных никому инженеров,
протирающих штаны в очередных НИИ? Это не отменяет наличие в тех же НИИ
светлых голов, вопреки всему и вся двигающих вперёд науку,
но основная масса работников, ИМХО, представляла собой балласт.
И всё потому, что будущую профессию в нашей стране
детям традиционно выбирали родители и родня, не слишком опираясь на их мнение.
Или, как вариант, практичные дети сами выбирали не то, что нравится,
а то, что на тот момент престижно, перспективно и сможет принести доход.
Конечно, успешным адвокатом в 5 минут не станешь. Нужна база.
И даже хорошим бухгалтером или аудитором тоже не через 2 дня становятся.
А повар, настоящий повар, пусть не шеф из Мишленовской братии,
но человек, который любит свою работу и умеет из ничего сделать вкусно и красиво-
это тоже талант. Уж точно не меньший, чем способность к написанию заказных статей.
Да, меня тоже иногда изрядно подбешивает, что каждый, кто родился в бывшем СССР
и для кого русский язык - родной, пусть даже говорит чудовищно неграмотно,
пишет ещё хуже и даже ударения в словах ставит оригинальнее иностранцев -
мнит себя великим знатоком и считает себя же в полном праве
этот самый русский язык преподавать. Причём, ладно бы частным образом,
но и на университеты замахиваются. Дескать, а чо? Чем мы хуже? Подумаешь!
И я, филолог по образованию, окончивший магистратуру и аспирантуру,
между прочим, с отличием по своей специальности - преподаватель РКИ,
проработавший 7 лет в качестве старшего преподавателя на филфаке в СПбГУ, а потом
ещё 6 лет в китайских ВУЗах отнюдь не худшего пошиба - чувствую некоторую печаль.
Потому что о таких словах, как методика преподавания люди врядли слышали.
Конечно, и тут есть самородки. Приятные исключения из правил. Но их меньшинство.
Да, среди профессиональных преподавателей тоже полно бездарей, это не секрет.
Но всё-таки в некоторых случаях опыт и накопленные знания совсем не помешают.
Как не помешает и талант. В любой сфере человеческой мысли.
Если человек по специальности психолог, но у него талант к скульптуре,
и он не просто объявляет себя скульптором, кое-как сляпав пару свистулек
и продав их потом в подземном переходе подвыпившим согражданам под Новый год,
а по-настоящему растёт в избранной сфере деятельности, учится, развивается,
ошибается, но снова и снова пытается чего-то добиться-возможно,
он и не станет вторым Шемякиным или Церетели. Но кто знает.
Может, в нём однажды проснётся новый Гауди или первый Вася Сидорофф,
чьё творчество будут столетия спустя изучать потомки.
А что такое талант, и где проходит зыбкая грань между графоманством
и оригинальностью, способностями и настоящим призванием - покажет время.
Не попробуешь - не узнаешь.
Journal information